В целях реализации в дорожном хозяйстве основных положений Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и обеспечения дорожных организаций методическими рекомендациями по применению золы-уноса и золошлаковых смесей от сжигания угля на тепловых электростанциях в дорожном строительстве:
1. Структурным подразделениям центрального аппарата Росавтодора, федеральным управлениям автомобильных дорог, управлениям автомобильных магистралей, межрегиональным дирекциям по строительству автомобильных дорог федерального значения, территориальным органам управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации рекомендовать к применению с 29.04.2013 ОДМ 218.2.031-2013 «Методические рекомендации по применению золы-уноса и золошлаковых смесей от сжигания угля на тепловых электростанциях в дорожном строительстве» (далее – ОДМ 218.2.031-2013).
2. Управлению научно-технических исследований и информационного обеспечения (В.А. Попов) в установленном порядке обеспечить издание ОДМ 218.2.031-2013 и направить его в подразделения и организации, указанные в пункте 1 настоящего распоряжения.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя Н.В. Быстрова.
Это распоряжение Руководителя Федерального Дорожного Агентства - Р.В. Старовойт, об издании и применении ОДМ 218.2.031-2013 «Методические рекомендации по применению золы-уноса и золошлаковых смесей от сжигания угля на тепловых электростанциях в дорожном строительстве». Однако, применять данное распоряжение никто не начал, и применение золошлаковых материалов в дорожном строительстве в 2013 году практически осталось на прежнем уровне. Это значит, что программа Правительства Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики» не исполняется на должном уровне.
Дорожно-строительные организации не используют золошлаковые материалы, но причин этого много:
1. Проектная документация не содержит указаний к использованию золошлаковых материалов в устройстве дорожных одежд и при выполнении ремонтных работ.
2. Малая информированность дорожно-строительных организаций о возможности использования золошлаковых материалов в дорожном строительстве.
3. Прямая заинтересованность дорожно-строительных организация в использовании невосполнимых природных ресурсов. Очень часто собственники дорожно-строительных компаний владеют долями в организациях, осуществляющих разработку щебеночных и песчаных карьеров.
4. Заинтересованность отделов снабжения использовать природные и, соответственно, более дорогие материалы. Большая часть снабжения функционирует на системе вознаграждений и бонусов - «откатов»,и чем дороже материалы и больше конкуренция, тем больше размер бонусов и вознаграждений менеджеров и руководителей отделов снабжения.
5. Низкая законодательная инициатива, совсем недавно отходы производства электроэнергии разрешили переводить путем сертификации в разряд строительных материалов.
6. Низкое развитие системы сбыта золошлаковых материалов.
7. Распространенность угольных ТЭС и соответственно золошлаковых отвалов не равномерно по стране.
8. Высокие ставки транспортировки материалов по железной дороге, а также высокие цены на горючее и весовые ограничения для автомобильных перевозок.
Это не полный перечень трудностей внедрения золошлаковых смесей и золы-уноса в дорожное строительство. И как мы видим не использование золошлаковых материалов происходит не по причине отсутствия технологий применения, или законодательной инициативы, а по причине нежелания, заинтересованности в использовании не восполняемых минеральных природных материалов. В то время как экологическая обстановка ухудшается, а запасы природных ресурсов истощаются!
Компания "МОВЕ" при поддержке партнеров будет продвигать инициативу введения обязательного применения, там, где это возможно и экономически целесообразно, золы-уноса и золошлаковых смесей ТЭС в дорожном строительстве. Внедрять технологии применения золошлаковых смесей и золы-уноса в хозяйственную деятельность. Выступать с законодательной инициативой по обязательному проведению экологической экспертизы на предмет рационального использования природных не восполняемых материалов и возможной замены их на безопасные отходы производства и продукты вторичной переработки. Также ведется работа по снижению затрат на транспортировку золошлаковых материалов и налаживание логистики. Совместно с научными работниками ведутся разработки новых, более совершенных технологий внедрения золошлаков и золы-уноса в производство строительных материалов и выполнение строительных работ. Это приоритетные направления деятельности компании «МОВЕ» (MOVE Llc).
Охранять природу - значит охранять Родину!